Дакар-2017 — Honda против высокого Прайса | РадиоВерста - Интернет-радио для мотоциклистов

Дакар-2017 — Honda против высокого Прайса

На «Дакар» за титулом едут совершенно конкретные команды и пилоты, которых те подбирают и готовят к схватке за победу. 15 лет подряд ралли выигрывали гонщики KTM, но последние два года Золотой Туарег едва не уплыл у них из рук: вернувшийся в игру завод Honda сегодня силен, как никогда прежде.

Из 149 участников 39-го ралли-марафона в классе «МОТО» легко выделить явных фаворитов. После ухода из Red Bull KTM Factory Racing Team Марка Кома и Сирила Депре, гоночный департамент Маттигхофена полностью сменил коллектив. Лидеры новой команды — Тоби Прайс и Сэм Сандерленд.

НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ KTM?

Сандерленд ворвался в Дакар, как человек Honda, но вскоре пересел на KTM 450 Rally — переманил австрийский завод восходящую звезду! Сэм начал свой путь по Дакару с яркой победы на первом же СУ 2012 года, но уже на 3-й день гонки ретировался из-за неустранимой проблемы в электрике. Он вернулся в 2013, чтобы попробовать еще раз, но тут ему не повезло даже больше: незадолго до отлета в Америку Сэм сломал кисти обеих рук на тренировке. В 2015 восстанавливался и готовился к возвращению на Дакар. Выиграл Ралли Марокко и Катара, завершил 2-м Abu Dhabi Desert Challenge. Теперь все должно пройти без осечек.

Что касается Тоби Прайса, для действующего 29-летнего чемпиона Дакара-2016 новая гонка будет 3-й в карьере. Первая же попытка в 2015 завершилась на подиуме, после чего стало ясно: есть достойная смена для Кома! И победа в 2016 подтвердила догадки KTM.

ПОБЕДЫ ВЫСОКИЙ ПРАЙС

Ни одному из великих дакаровцев не удавалось выиграть ралли всего со второй попытки. Стефану Петранселю главный приз дался только на 4-й год, а Марку Кома — на 5-й. Но эта же особенность сделает 3-й марафон столь тяжелым для Тоби Прайса. Ему придется заплатить высокую цену за свой ранний успех: высокие ожидания — огромный груз ответственности на плечах австралийца, которого после победы встречали на родине как национального героя. Игра слов: фамилия Price и переводится с английского, как «цена», а сам австралиец реально высокий парень — почти 1.90 м. В прошлом году физические данные пару раз помогали Тоби пройти тяжелые испытания в Атакаме, когда пришлось немного потягать мотоцикл на себе.

ПАРЕНЬ С ЗАДНЕГО ДВОРА

Третьим серьезным бойцом KTM, вне сомнений, станет австрияк Маттиас Валькнер. Его KTM Factory Racing нашла буквально на задворках собственного офиса: Валькнер до 2015 года был одним из рядовых тест-пилотов завода, работал по off-road программе, параллельно участвуя в разных национальных и международных чемпионатах по эндуро и мотокроссу. Валькнер заставил завод обратить на себя внимание, когда выиграл чемпионат мира по мотокроссу MX3, а затем неожиданно для многих победил в двух раундах FIM Cross Country Rally — в Греции и Марокко. В 2015 году он взял мировой титул в чемпионате по ралли. В том сезоне его уже серьезно готовили к Дакару.

Гонку 2016 года Маттиас мог бы пройти блестяще и взойти на подиум, если бы не скоростное крушение на 7-м этапе и перелом бедра, из-за которого он выбыл из спорта на полгода. Посмотрим, как он успел восстановиться к марафону.

Самое вероятное предположение накануне старта: вот это трио и будет задавать темп. Но!

ВОЗВРАЩЕНИЕ HONDA НА ДАКАР — ТРЕБОВАНИЕ РЫНКА

Honda Racing добилась существенного прогресса в подготовке в ралли-марафону. Если в 2012 и 2013 годах завод мало интересовался этой «коммерческой» серией, отправляя на нее частные коллективы и оказывая им посильную поддержку, то с 2014 года в Токио всерьез взялись за коррекцию своих дел в Южной Америке. Не только потому, что настала пора положить конец доминированию KTM, а еще потому, что голову поднимает и Yamaha Racing!

В 2016 году HRC провела глобальную подготовку к «Дакару». Активизировались связи с общественностью, партнерами и спонсорами. Honda впервые за многие годы выходит на старт с титульным спонсором, Monster Energy. Главный соперник Honda Racing на Дакаре в спортивном плане — это KTM, в коммерческом — Yamaha, но Red Bull, титульный партнер KTM — это ключевой конкурент Monster во всем мире! Игра ведется сразу на несколько досок, и на какой из них гроссмейстер одержит волевую победу, пока неизвестно.

Но уже сейчас ясно — это серьезнейшая заявка: спонсоры такого уровня не приходят в проекты, не имея определенных ожиданий или даже гарантий — успеха или, как минимум, блестящего результата на финише.

ВСЕ ГОТОВО К РЕШАЮЩЕЙ АТАКЕ?

Если в 2014 и 2015 годах пилоты Honda занимались не самой гонкой, сколько разработкой Honda CRF 450 Rally, то к схватке 2016 года мотоцикл был готов уже на 100%. Команду будут представлять четыре сильных пилота — три ветерана и молодой претендент.

Самым опытным из всех является Пауло Гонсалвеш, для которого это уже 11-й Дакар. Высшим достижением для португальца стало 2-е место в гонке 2015 года. За год до того Пауло пережил одно из сильнейших впечатлений Дакара, когда на его глазах из-за технической проблемы его мотоцикл вспыхнул на СУ5. Весь мир обошли кадры горящего CRF 450 Rally. К счастью, для Гонсалвеша все обошлось. Никаких травм, кроме моральной — он плакал, понимая, что ничего не может поделать и хоть как-то спасти свой байк… В тот момент 37-летний гонщик их Эспосьенде занимал уверенную позицию в TOP-3 с хорошим отрывом от преследователей.

В 2016 Пауло выбыл из борьбы на СУ11: это был решающий момент всего ралли — Honda наметила именно на этот день общую атаку на позиции KTM, и Гонсалвеш стал сокращать разрыв. Шел вперед до того момента, как переднее колесо попало в сокрытую под феш-фешем яму. Очнулся португалец в медицинском вертолете.

Микель Метже, бронзовый призер чемпионата мира по эндуро и вице-чемпион чемпионата Европы по эндуро выйдет на старт на «Дакаре» в 5-й раз. Две последних попытки оказались неудачными, но трудности закаляют характер.

Хуан Барреда Борт, возможно, главный ставленник Honda Racing в этом году. 33-летний испанец самый сильный и выносливый из всех, к тому же, у него за спиной 6 стартов на «Дакаре», включая 4 успешных финиша с лучшим результатом в 2014 году — 5 (!) побед на этапах и 7-е место в итоге. В 2015 он так же взял 3 победы на спец.участках.

Наконец, Рикки Брабец, самый молодой из HRC. Американцу 25 лет, и на «Дакар» он попал, благодаря убедительным победам в двух национальных многодневках США — Baja 500 и Baja 1000 в 2014 году. На международной арене Брабец вступил в игру только в 2016 году, но с первой же попытки показал результат: финишировал на прошлогоднем «Дакаре» 9-м. Он не выигрывал этапов, но финишировал на каждом СУ без потерь.

Единственное, чего в Honda не ожидали, это выхода из гонки еще до ее начала пятого члена заводского коллектива, аргентинца Кевина Баньявидеса. Оказавшийся сильнейшим пилотом HRC на Дакаре-2016 и финишировавший 4-м, в середине декабря Кевин получил травму на тренировке и будет смотреть гонку по телевизору.

ENGINEERING VS HUMAN FACTOR

Главная битву будет вестись, впрочем, не между пилотами, а между технологиями и инженерами. Honda CRF 450 Rally страдал от различных болячек в 2014-15, преимущественно, в электрике. KTM 450 Rally Replica всегда вывозил своих гонщиков, поскольку этот мотоцикл надежен и проверен многими годами эксплуатации: Марк Кома и Сирил Депре выиграли гонки 2011 и 2012 годов, доминируя в ралли-марафоне на новеньких KTM с 450-кубовыми двигателями, когда «Дакар» перешел с больших моторов на маленькие. С тех пор тренд оставался неизменным. Мотоцикл просто шлифовался и улучшался год за годом.

А ведь то радикальное изменение в тех.регламенте было ничем иным, как реверансом организатора гонки, компании A.S.O. в сторону японских заводов! Вот они и вернулись. Вернулись, чтобы побеждать.

На стороне KTM будет и отлаженная технология командной работы. Пилота №1, как такового у них нет, но есть 2-3 основных райдера примерно одного уровня, готовых в любой момент либо прийти на помощь более очевидному претенденту на победу, либо подхватить упавшее знамя и возглавить гонку. Но теперь и у Honda Racing есть возможность поиграть на этом. Три сильных гонщика, ни одного из них нельзя больше назвать «водоносом» — то есть, вторым номером. Стратегия будет примерно той же, что у и KTM. Но легким это сражение не видит никто. И в KTM признают, что с каждым новым Дакаром все сложнее доезжать до финиша первыми.

КТО НА ПОДХВАТЕ

Yamaha и Husqvarna где-то неподалеку. Составы этих заводских коллективов подобраны с точки зрения опыта. Но Yamaha Racing сегодня находится примерно на той же позиции, что HRC два года назад. Интересно будет взглянуть, удалось ли инженерам из Иваты убрать шероховатости в работе раллийной версии WR450. Не забудем и о Sherco! Французский завод, бюджет которого на порядок меньше, чем у соперников-гигантов, удивлял в 2015-2016 регулярными финишами в TOP-5/TOP-6. Пилотов Sherco всегда подводил ресурс техники, и они теряли много позиций в последние дни гонки. В этом году Sherco на «Дакаре» будет представлять знаменитый испанец, чемпион мира по эндуро Иван Сервантес.

Обязательно прочитайте