Изображения немецких мотоциклистов, мчащихся по просёлочным дорогам Восточной Европы, давно стали визуальной метафорой молниеносной войны. Война в объективе кинохроники – это всегда танки, самолёты, артиллерия, но рядом с ними – и стройные колонны мотоциклов, изрыгающих пыль и страх. Вермахт блестяще использовал мототехнику: от разведки до глубоких рейдов по тылам. Мотопехота, слаженно действующая на манёвренной технике, с лёгкостью прорывала оборону, заходила в тыл, сбивала коммуникации. Красной Армии, напротив, пришлось спешно переучиваться – из конной кавалерии в моторизованную армию.
В первые годы перед войной ставка в СССР делалась по старинке – на лошадь. Кавалерийские части считались мобильными, проверенными временем и, что уж греха таить, привычными. Мотоциклы в 1930-х годах были скорее экзотикой, чем реальной боевой силой. Да, они существовали – например, надёжный ПМЗ-А-750 использовался в войсках и в гражданской службе. Но чаще всего такие машины доставались адъютантам, связистам или гонцам. Данное чудо техники не рассматривался как элемент тактики – в отличие от той же Германии, где Zündapp и BMW были ключевым элементом блицкрига.
Лишь после сокрушительного поражения Польши, сражённой всего за 36 дней, в Москве наконец поняли: застывшая армия без подвижной моторизации — это мишень. Началась спешная работа по формированию собственных мотоциклетных подразделений, а также создание техники, которая могла бы хоть частично сравняться с немецкой.
История советской военной мотоциклетной техники – это путь проб и ошибок, местами увлекательный, местами трагикомичный. Начиналось всё с Л-300 – лёгкого двухтактника, появившегося ещё в 1933 году. Был и ТИЗ-АМ600 с солидной «четырёхтактной душой» и новаторской системой смазки. Были и ИЖи – Иж-8 и Иж-9, скромные, но рабочие лошадки.
Особого упоминания заслуживает Л-8 – мотоцикл с двигателем на 350 кубов. Техника перспективная, но проблема та же: отсутствие стандартизации на заводах. Ремонт в боевых условиях превращался в лотерею.
Однако главным героем стал М-72 – мотоцикл, который, по сути, стал отечественным ответом на BMW R71. Он сочетал мощь, устойчивость и надёжность, и, несмотря на свои минусы, стал любимцем войск. Его неофициально называли «трудоголиком» – за выносливость и готовность идти до конца.
Стоит признать, что союзники не остались в стороне. Советским солдатам доставались Harley-Davidson WLA45, Indian 741 и даже несколько моделей от British Scott. Однако вся эта техника доставалась дозированно, а зачастую – высокому командному составу. Простому бойцу оставалось довольствоваться «родными» моделями – тем же М-72, иногда с пристроенной к нему американской коляской.
Справедливости ради: Harley был прекрасной машиной, надёжной и мощной. Но логистика, дефицит запчастей, особенности климата и условия эксплуатации сделали их в условиях советского фронта скорее исключением, чем нормой.
Промедление с моторизацией армии стоило дорого, особенно в первые месяцы войны. Однако советская школа быстро училась. Уже к 1943 году Красная Армия имела полноценные мотоподразделения, пусть и не столь технологичные, как у противника, но куда более многочисленные.
Это был ключ к мобильности, к разведке, к манёвру. И в конечном счёте – к Победе.
